Режиссёр Надежда Кошеверова
Надежда Николаевна Кошеве́рова
(10 [23] сентября 1902, Санкт-Петербург, Российская империя —
22 февраля 1989, Москва, СССР) —
советская кинорежиссёр-сказочница. Сценарист
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966).
ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1966).
ОБРАЗОВАНИЕ: Актёрская школа при петроградском театре «Вольная комедия» (1923), Киномастерская Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС, 1925 — 1928).
ТЕАТРЫ И КИНОСТУДИИ: Работала в театрах г. Ленинграда (1923 — 1928), Киностудия «Ленфильм» (с 1929).
ДЕБЮТ В КИНО: Режиссёр фильма «Аринка» (1939).
Надежда Кошеверова работала в двух самых сложных киножанрах — комедии и сказке. И её сказочные комедии, и комедийные сказки навсегда вошли в историю отечественного кинематографа. А самая знаменитая из них, конечно же, прелестная «Золушка».
120 лет со дня рождения Надежды Кошеверовой
23.09.2022
Надежда Кошеверова работала в двух самых сложных киножанрах — комедии и сказке. И её сказочные комедии, и комедийные сказки навсегда вошли в историю отечественного кинематографа. А самая знаменитая из них, конечно же, прелестная «Золушка».
Надежда Николаевна Кошеверова родилась 10 сентября 1902 года в Санкт-Петербурге. Отец – купец 1-й гильдии. Семья имела собственный дом на Сергиевской улице.
В 1923 году Надежда окончила актёрскую школу при петроградском театре «Вольная комедия» и до 1928 года работала актрисой в театрах Ленинграда (в том числе и в Ленинградском театре сатиры под руководством Николая Акимова). С 1925 по 1928 год училась в киномастерской Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС).
В 1929 году Надежда Кошеверова пришла работать на киностудию «Ленфильм», где началась её режиссёрская карьера. В 1934-1938 годах она стала ассистентом режиссёров у Григория Козинцева и Леонида Трауберга на историко-революционной кинотрилогии о Максиме – «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона».
Пройдя такую серьёзную школу, занялась кинорежиссурой сама. Стоит отметить, что в то время понятие «женщина-режиссёр» практически отсутствовало, режиссура считалась сугубо мужским делом, так что в какой-то степени Надежда Николаевна была тут первопроходцем. И вполне успешным, доказавшим, что женщины могут снимать кино не хуже мужчин. «Кинематограф подобен кукольному театру — над созданием фильма трудится много человек, а зритель видит только то, что ему положено видеть», — говорила она.
Первый свой фильм «Однажды осенью» Надежда Кошеверова сняла в 1937 году (к сожалению, он не сохранился). А первый успех пришёл к ней после выхода на экраны снятой совместно с Юрием Музыкантом (Шаевичем) в 1939 году лирической комедии «Аринка». До начала Великой Отечественной войны в 1940 году молодой режиссёр сняла фильм о финской войне «Галя», который показывать запретили.
Впервые к жанру сказки, ставшему её основным творческим направлением в кинематографе, Надежда Кошеверова обратилась в 1944 году. Дебютом в этом жанре стал полнометражный чёрно-белый художественный фильм-опера «Черевички», снятый совместно с режиссёром Михаилом Шапиро по одноимённой опере Петра Ильича Чайковского. Сценарий к фильму был написан режиссёрами. В соавторстве с Михаилом Шапиро Надежда Кошеверова сняла ещё две картины: фильм-сказку «Золушка» (1947) по сценарию Евгения Шварца, ставшую визитной карточкой режиссёра на всю жизнь, и фильм-притчу «Каин XVIII» (1963) по пьесе Евгения Шварца «Голый король»:
В 1953 году вышли кинокартина о жизни советской молодёжи «Весна в Москве» (совместная работа с Иосифом Хейфицем) по сценарию Надежды Кошеверовой и фильм-спектакль «Тени» (соавтор – Николай Акимов) по одноимённой пьесе Михаила Салтыкова-Щедрина, а в
1954-ом в соавторстве с режиссёром Александром Ивановским – комедия «Укротительница тигров», которая стала дебютом в кино для актрисы Людмилы Касаткиной.
Продолжив работу как комедиограф («Медовый месяц», «Шофёр поневоле», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня – новый аттракцион»), Надежда Кошеверова старалась сохранять верность своему любимому жанру волшебной сказки для детей. Режиссёр сняла фильмы-сказки: «Царевич Проша» (1974), «Соловей (1979) по мотивам Ханса Кристиана Андерсена «Соловей» и «Новое платье короля», «Ослиная шкура» (1982) по мотивам одноимённой сказки Шарля Перро, «И вот пришёл Бумбо…» (1984) по мотивам рассказа Александра Куприна «Слон» и его ранних рассказов. В трёх сказках снялся один из её любимых актёров — Олег Даль («Старая, старая сказка», «Тень», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». Последней режиссёрской работой Надежды Кошеверовой стала «Сказка про влюблённого маляра» (1987).
Все сказки Кошеверовой имели огромный успех. Они получили признание как у зрителей, так и у критиков. Особенно нужно отметить с особой точностью подобранный состав артистов во всех фильмах-сказках. Например, если мы говорим о Золушке и Принце, то точно вспоминаем Янину Жеймо и Алексея Консовского. Если Король, то это Эраст Гарин, а Мачеха – несравненная Фаина Раневская. Великая актриса Фаина Раневская снималась в трёх фильмах Надежды Кошеверовой: «Золушка», «Осторожно, бабушка!» и «Сегодня новый аттракцион». В фильме «Старая, старая сказка» дебютировала Марина Неёлова, которая прекрасно исполнила роли Принцессы, Совести Принцессы и Дочери Трактирщика. Тоже самое можно сказать и о Владимире Этуше, Татьяне Пельтцер, Михаиле Глузском, Сергее Филиппове, Георгии Вицине, Зиновии Гердте, Андрее Миронове, Анастасии Вертинской, Людмиле Гурченко, Валерии Золотухине, Светлане Немоляевой, Олеге Басилашвили, Валерии Носике и многих актёрах, сыгравших в сказках Кошеверовой. А ещё зрителям любого возраста полюбились остроумные и глубокие диалоги сказочных героев.
Как вспоминал Михаил Боярский (он снимался в картине «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»): «Надежда Николаевна сама была как из сказки. Или из XIX века. Всегда в длинных платьях, кофтах, от которых веяло стариной и уютом, по-старомодному вежливая и трогательная».
Умерла Надежда Кошеверова 22 февраля 1989 года в Москве. Похоронена на кладбище в посёлке Комарово под Санкт-Петербургом.